Здесь отмаливают своих мужей, увеличивают длительность их жизни, делают их жизнь более богатой и счастливой. Женщина в Индии источник самой жизни. Муж для такой женщины - Бог, ради которого она голодает, отказывает себе в личных интересах. Брак в Индии - это жертвенный огонь в котором основная инвестиция будет произведена со стороны женщины и ее семьи.
От сюда так широко распространено приданное. В понимании классического Индуизма женщина должна инвестировать, вкладывать в мужа-только тогда она обретет того мужа за которого она выходит замуж.Особенно полно это правило иллюстрирует фестиваль " Савитра Брата", когда замужние индуистские женщины ходят вокруг дерева Баньян.
На протяжении столетий дерево Баньянов было символом постоянства. Это дерево такое старое, что помнит ваших предков. Оно было там, когда вы родились, и он будет там когда вы умрете, едва изменив форму во время вашей жизни. Обходя баньян дерево, женщина ритуально выражает свое сильное стремление к стабильности, постоянству, безопасности в своей семье.
«Пусть моя жизнь будет такой же стабильной и предсказуемой, как эта Вата-врикша», - говорит женщина во время это парикрамы (движения вокруг дерева).
В индийском обществе, где муж является единственным источником дохода семьи, мужчина обеспечивает семью - детей и жену. Его здоровье необходимы, чтобы домохозяйство получало свой стабильный источник дохода.
Жена помогает мужу устоять и процветать в его жизни. Как она может влиять на это? Помимо заботы о нем практически, она совершает ритуалы, совершает аскезу, держит пост во имя здоровья и долголетия своего мужа.
Савитри Брата женский фестиваль который приходится на последний день темной половины месяца джеста (амавасья) индуистского лунного календаря. Этот праздник также известен как Савитри Амавасья Врата, он связан с первой женщиной вернувшей из мира мертвых своего мужа - Савитри.
Некоторые женщины отказываются от еды на три дня, другие держат пост всего один день. Помимо поста есть традиция раздачи даров беднякам или раздачи подарков браминам.
Женщины поклоняются дереву баньянов (вата) и слушают Савитри катху (рассказ о Савитри).Повсеместно проводится ритуал пуджи где женщины, в красивой одежде, собравшись кругом, молятся о хорошем здоровье своих мужей. В это время женщины приходят к баньяну с красными хлопчатобумажными нитями, они делают семь кругов вокруг дерева, наматывая эту нитку на ствол баньяна. Считается, что семь кругов парикрамы связывают отношения между мужем и женой еще на семь жизней.
Во время пуджа женщины предлагают Бхог (ритуальную пищу) Савитри Деви и поклоняются ей с предельной преданностью.
История Савитри и ее мужа Сатьявана (катха-Савитри)
У короля Аштапати был прекрасная и умная дочь по имени Савитри. Король дал ей разрешение выбрать мужа, но девушка не торопилась выбирать среди равных ей... Однажды Савитри гуляла по лесу и встретила там молодого человека. Он нес с собой слепых родителей в двух корзинах, сбалансированных по обеим сторонам палки. Молодого человека звали Сатьяваном.
Впечатленная преданностью Сатьявана своим слепым родителям, Савитри тут же полюбила Сатьявана и решила что он будет ее мужем. Король узнал от мудреца Нарады, что Сатьяван был сыном свергнутого короля, был проклят и умрет через год. Он долгое время отказывал своей дочери в разрешении на брак, но Савитри была непреклонна. Наконец, король смягчился, церемония брака была проведена священниками, пара отправилась жить вместе в лес.
Год прошел очень быстро. Савитри знала о точном дне смерти своего мужа со слов мудреца Нарады. За три дня до предсказанного дня смерти Сатьявана, Савитри начала голодать. В тот день, когда Сатьявану суждено было умереть, Савитри последовал за ним в лес, увидев как он падает у дерева баньяна, Савитри поняла, что Сатьяван умирает. Она почувствовала присутствие Ямы - бога смерти и увидела, как он уносит душу Сатьявана, но и сама последовала за Ямараджой.
Яма игнорировал Савитри, думая, что она вернется к телу своего мужа. Но она упорствовала и продолжала следовать за ним. Яма испробовал несколько трюков, чтобы убедить Савитри вернуться в мир живых, но у него ничего не получилось. Савитри осталась непреклонной и сказала, что она будет следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел.
Тогда Яма сказал, что он не может вернуть мертвых, так как это противоречит закону природы. Но ее преданность смягчила его, и он желает подарить ей три дара " Проси все что, хочешь кроме возвращения своего мужа"
Савитри приняла это условие. С первым благом она попросила, чтобы все ее родственники были восстановлены в своем королевстве с полной славой. Со вторым благом она попросила сына для своего отца. «Я хочу иметь детей». Яма сказал: «Дано». Затем, Савитри сказала: «Теперь, когда вы дали мне благословение иметь детей, пожалуйста, верните моего мужа, поскольку я не могу иметь детей без него». Так Яма понял, что его обманули. Яма ответил - «Я ценю вашу настойчивость. Но более всего я ценю то, что вы готовы выйти замуж за мужчину, которого любили, хотя знали, что он будет жить только год.
"Вернитесь к своему мужу, он скоро проснется".
Вскоре Савитри вернулася к дереву бальяна - Вату Врикше, где ее муж лежал мертвым. Она начала ходить вокруг дерева и когда она закончила семь кругов, Сатьяван вернулся в тело, как будто пробудился ото сна. С тех пор, женщины в Индии и Непале поклоняются Вату Врикше (дереву баньяна) и исполняют Савитри пуджу в память об этом событии.