Храмы Индии- это огромные телефоны настроенные на прием. Здесь говорят на санскрите, а слушают сердцем. Здесь человек оказывается в странной роли - на коленях, вперед головой, перед пустотой.
Но храм проявляет эту пустоту по-новому, здесь, в намеренье слушать и молиться, мы физически переживаем вибрацию храма, таинство за переделами слов. Наше сердце находит покой и наполняется немой красотой. Все это потому что мы принимаем здесь особенную энергию. Для того чтобы подобная энергия присутствовала, работала и жила здесь служители храма (жрецы - брамины) регулярно выполняют несколько обязательных церемоний. В каждом храме Индии будет свое расписание, своя традиция.
Как правило, храм открывается после восхода солнца, в 6 утра. Помещение очищается и готовится к утренней службе. Божество омывают и одевают в новую одежду, ему подносят пищу. Еще одна наиболее важная пуджа ("арти") - проходит вечером, после заката.
Алтарь с божеством - это символ - под ним размещена космическая схема - "янтра" - это принцип божества представленный в виде взаимодействия энергий, движение. Само божество ("мурти") находится над янтрой. Обычным людям так проще - видеть нечто напоминающее нас, близкое нам, то с чем можно поговорить.
Как правило, когда мы произносим слово «храм», люди сразу думают о какой-то религии. Теперь, если храм принадлежит вам или мне или определенной группе, вы не можете назвать это храмом. Храм - это приглашение к божественному. Безусловно, божественное всюду. Но если мы сможем установить пространство и необходимые инструменты, где божественное проявляется более явно - то взаимодействие, погружение в это Присутствие более полно.
Бог повсюду... - как и звук, прямо сейчас - повсюду звучат различные звуки. Во всем мире есть звуковые волны ... но вы этого не слышите. Вам нужен мобильный телефон, чтобы поймать передачу, иначе вы не сможете слушать и слышать. Храмы в Индии такие телефоны, они строились и строятся в огромном количестве, чтобы говорить с Богом.
Храм - это инструмент. Для этого инструмента вы должны быть настроены на общение с Богом через глубокое слушание, сознание. Это пассивное женское состояние, состояние смирения, принятия. В Индии это состояние называется "бхакти" - любовь. Это особый уровень почтения к высшим силам, которые есть наша собственная природа или будущее... мы на это надеемся.
Храм не является целью. Храм - это только вход, дверь, - это не пункт назначения.
После храмов Индии, проникнувшись мастеровом скульпторов, вы измените свое отношение к храмам, вы поверите в Бога. Так высоко может быть это искусство.
На Востоке, в Индии, храмы были строились очень долго, очень тщательно.
Некоторые храма возводились от трех до четырех поколений. Храмы Кайлаша в Аджанте, храм в Эллоре не строили, его вырезали из горы - три этажа. Когда вы входите в этот храм вы входите внутрь вырезанной пустоты камня.
Рабочии, строившие эти храмы сначала удаляли внутреннее в камне - сотни, возможно, тысячи тонн камня, потому что все пустое пространство, которое вы видите в храме является вырезанным из одного, из горы.
Украшения, барельефы храма - около шестисот статуй - вырезаны. Если вы допустили одну ошибку, вам нужно восстановить весь храм. Да. Потому что он не построен - он вырезан.
Многие храмы строились поколениями, некоторые стоили сотней жизни - люди умирали, продолжали строить их сыновья.. и сыновья сыновей...
Имен архитекторов не помнят. Архитектор воплощается в храме, он отождествляет свое тело с телом храма. Это называется высшая тантра - искусство, где художник сливается со своим творением так полно, что даже его род продолжает существование здесь.
Индия во всем доходит до этих пределов - трансформация двух в единое.