Для тех, кто устал от долгого пути;
Для всех живых существ, свидетелей несчастья,
Что были оставлены друзьями и родственниками;
Был построен этот красивый храм".
(Надпись на стене монастыря Табо, Малый Тибет, долина Спити).
Второй самый важный тибетский монастырь после Тхолинг- гомпы в Тибете. Я не буддист. Но каждый раз, возвращение туда вызывает у меня стенания. "Статуи оживают по ночам". Статуи, выполненные из алебастра, воздушная мандала по всем правилам буддийской тантры: "внешняя вселенная пространсnва соответствует внутренней". На этом держится их мир. Буддийский мир, мир Будд, Бодхисаттв и Дакинь.
Только вдумайтесь. "Мой внутренний мир - есть этот бесконечный внешний мир". О чем хотели сказать буддисты? О чем говорит боль моего сердца, всякий раз, когда я вхожу в этот лишенный искусственного света, лишенный искусственного времени, буддийский монастырь, а по-тибетски "гомпу" в долине Спити?
Их здесь целый комплекс, напоминает катакомбы. Маленькие храмовые помещения, в которых нет света. "Вы взяли фонарик?" - спрашивает меня малоразговорчивый монах в красном платье. "Всегда забываю" - отвечаю я ему. И больше мы не разговариваем.
Но главное он мне сказал в мой первый приезд в Табо, четыре года назад: "Когда монахи остаются здесь на ночь, то видят как эти статуи оживают".
Меня не пускают в маленькую комнатку с изображением Махакалы. Темное помещение, здесь только мужчины и оракулы. И я сижу наружи, нюхаю запах этой маленькой комнаты, тыкаясь коленками в тот самый деревянный порог, что здесь уже века. Дождей в Долине Спити почти нет как во всем Тибете, только ветер и песок, дерево сохраняется долго.
Уже 10 веков те же самые стены. Ничего не менялось. Не было денег.
Я чувствую запах краски и вижу тех, кто расписывали ею эти стены. Кашмирцы - когда они еще были буддистами. Такое сейчас трудно представить. Но здесь, в Тобо, мне это понятно.
Понятно, почему на вход в буддийскую гомпу стоят стражи из индуистского пантеона, понятно, почему здесь такой красивый Ганеша. Кашмирцы лепили это тогда, также, как лепят сейчас папье - маше. Из гипса, из глины, руками, раскрашивая с душой каждую незаметную человеческому глазу линию.
Я болею по жару этому времени. Слишком трудно вынести такой переход в прошлое. Выхожу на яркое солнце. Обуваюсь, иду в отель и снова возвращаюсь на полпути, обратно, внутрь храмового комплекса монастыря Табо.
Передо мной четырехликий Будда. "Ты улыбаешься"? Или мне кажется? Никого нет кроме нас внутри. "Ты улыбаешься мне"?
Я сижу на коленях напротив него, у меня текут слезы.
"Я не буддист, я не религиозный фанатик. Интересуюсь. Живу иногда среди буддистов, читаю книги о дхарме....Ты мне очень нравишься".
Он улыбается. Огромный светлоликий Будда ....Вайрочана.
Я оглядываюсь. Они тянут к нему руки. Дакини, йогини, мастерицы медитаций.
Я поднимаюсь и прохожу меж ними, они все по кругу. Каждая как живая. Будто танцуют. Красивые. Белые, синие, красные. По сторонам света, свидетели разных состояний в медитациях - внешне ваши лица чистая радость. Нет уныния, нет учёной серьезности, нет манер - грудь открыта как у индийских женщин до прихода мусульман. Старая, старая гомпа.
Что за буддизм у вас такой? Кто вас учил такой несерьезной дхарме? Вы учились по этим красным книгам спрятанным в желтый шелк. Это вы создали язык дакинь? Кто поставил вас сюда?
Что вы такое узнали за тысячу лет?
Здесь толстый слой из пыли, это просто чтобы внутри было прохладно. Пыль защищает от времени?
"Настоятель гомпы внезапно женился. Теперь у него двое детей и больше он не монах. А четыре года назад я хотела попасть к нему на аудиенцию ... Но жители деревни его не осуждают, уважают ... Такие дела... К кому теперь идти" - говорю я шёпотом, сидя на коленках перед Буддой.
Он улыбается.
Надо бы почитать книги по буддизму. Буду все знать. Почему здесь такие йогини, что они означают. "Как тебя зовут"?....Ваджрагита.. Что ты знаешь?
Я хочу чтобы мои глаза были такими как у тебя - наполненными любви. Страдания у нас слишком много.
Таких как ты люди больше не создают. Ты первый, кто здесь, в Индии улыбается, и все эти волшебные женщины-йогини вокруг - улыбаются тоже.
Я поднимаюсь с коленей, я обуваюсь. Снова иду в отель, снова возвращаюсь в монастырь.
В гомпе все еще никого нет. Только дакини-йогини по кругу, и он в центре. "У меня от тебя боль в сердце. Что-то бьётся там и от этого слезы на глазах. Как хорошо, что в этой пустыне никого нет кроме тебя и всех этих волшебных женщин". Такая потрясающая тишина, что я слышу собственный внутренний голос.
В тот день я вернулась в монастырь пять раз подряд. Следующим утром мы с друзьями покинули Табо. Нет фотографий. Только изображения, которые остались в памяти.
Я снова еду в Долину Спити.