Дом Рерихов в Наггаре

18.07.2013
Печать

Узкий просвет в стороне от главной дороги, что ведет из Кулу в Манали. Мы буквально пробираемся среди тесного коридора яблоневых деревьев, с уже почти спелыми краснобокими плодами. Спустя десять минут шустрая индийская машинка прибегает к воротам в старинный замок. Этот музей недавно стал отелем. Но был построен как резиденция правителей долины Богов -  Кулу, в 15 веке. Ряды уютных домиков, живописные горные дорожки и высокие холмы на горизонте. За садами и елями храм Шивы, Кришны и Трипури Сундари – Царицы трех миров. Фруктовые вина и вкусный сок в стеклянных бутылках, ангоровые носки и шали с химчалским узором. Скромный рынок из нескольких лавочек, пара туристических кафе и отелей. Наггар, не торопится быть большим. И говорят, почти не меняется.

Второе рождение Наггару подарили русские. После десятилетия утомительных экспедиций и поисков Шангри-лы в недрах Тибета, борьбы за выживание в снегах Гималаев, сюда пришла великая семья Рерихов. Кем они были на самом деле? Что искали в Индии и недрах Гималаев? Куда истинно были направлены их Азиатские Экспедиции? Сколько мифов они породили вокруг себя? 

Оставив машину у ворот замка, мы идем пешком через дорогу с видом на, кажется, половину Северной Индии. Куда не глянь холмы и горы, деревья тонут в пахучих травах, птицы играют с собаками в салочки, струятся и шуршат пенные водопады.  Еще чуть-чуть и перед нами знаменитый дом Рерихов в Наггаре.

Укромно и тихо. А раньше зесь был мир Агнийоги и искусства. Раньше этот дом принимал самых высоких людей Индии и научную элиту Европы. Подслушивал великие тайны мира, и секреты своего времени.  Теперь двухэтажный особняк тихо проводит свою старость в покое, среди теней сосен и акаций.  За исключением случайных индийских туристов и немногочисленных русских гостей, здесь никого не ждут. Во внешнем виде старинного дома есть что-то отрешенно романтичное. Немного от гималайского шале, немного от старой - доброй советской дачи. Внутри сохранившаяся спустя 100 лет оригинальная обстановка. Старинная мебель, целое собрание религиозных реликвий, русский абажур над столом, матрешки и библиотека книг.

На первом этаже небольшая галерея. Редкая возможность увидеть картины Рерихов в оригинале. Всего около 40 картин в широких деревянных рамах, под толстым стеклом развешаны на белых, неровно отштукатуренных стенах когда-то жилой комнаты. Первый зал галереи вмещает работы сына Рериха – Святослава. Несколько портретов пандита Тагора, грустные глаза Елены Рерих и знаменитый портрет Николая - лицо Мастера. Сдержанный волевой взгляд. Образ гениальной личности.  «Большинство людей умирают задолго до своей смерти, но великие люди не уходят никогда» – думаю я всякий раз, как вижу эту пронзительно живую картину.

Вторая комната галереи принадлежит Николаю. Здесь одни лишь горные этюды. «Шинг-Тенг – Падающая звезда», «Монастырь Шей», «Буддийские монахи, возвращающиеся из Лахула», «На берегу ПангоЛо».  Один и тот же сюжет: маленький человек, большие Гималаи. Сюрреалистично, но правдиво передана не внешняя, а внутренняя форма пейзажей. То неземное состояния бытия, которое посещает каждого, кто оказывается наедине с самим собой, посреди разломов самых высоких и сильных в мире гор.

Я бывала в местах, где писал Рерих. Стояла на этих перевалах. Бродила по этим монастырям. Видела цвета этих рассветов. И вот все снова, как наяву. Здесь каменные глыбы засветились предрассветным светом,  там сумерки раскрыли фиолетовый занавес в мир ночи.

Стёкла над картинами отсвечивают русский сад за окном. Рядом встроенный в стену сервант, закрытый на тяжелый висячий замок. Под стеклом на полках матрешки, богатыри, расписные шкатулки и знаменитые деревянные ложки для русских щей, которое здесь давно никто не варит.

Я знаю Рериха как художника, как писателя, как путешественника. Но люблю его как великого мечтателя. Свои мечты он воплощал через тяжелый, часто героический труд, через преодоление собственной лени, чужих предрассудков и природных стихий. Труд стал для меня синонимом фамилии Рерих, и, хотя, в отличие от остальных рериховскиих идей, он был не выражен так яростно, как религия или исследовательские устремления, Труд всегда подразумевался, о чем бы, ни говорили Николай и Елена.

На фоне живых Гималайских высот, в полудне от Малого Тибета, под звуки птиц я смотрю на чудесное знамение. Белый флаг с тремя красными точками. Объединение науки, религии и искусства. Все еще теплится надежда, что однажды кто-то вновь из этой семьи родится среди людей и доведет до новых границ смелые мысли этой великой семьи. И может быть дождется этот старый дом такого нового героя, который войдет сюда как хозяин и будет творить с новой силой, воспевая Великие Гималаи -  самые молодые и высокие горы на земле.

 Алена Пащенко.