Амарнатх. Ятра в горах Кашмира

10.03.2017 Пути духовные
Печать

Холодно. Серые облака вот-вот выпустят дождь на и без того слишком увлажненную почву. Сколько помню эти места, всегда с дождем и пасмурным пейзажем. Облака здесь устроили насест. Долгий, умноженные на неудобства, усталость и холод – пеший путь. Каждый год здесь умирает по 500 чел за месяц.

Я разглядываю плотный поток людей. Женщины и мужчины самого разного возраста – от восьми до восьмидесяти лет. Худые, высохшие аскезой йоги. Все настоящие как один. Замкнутые, немногословные, сумасшедшие и возвышенные над миром материи. Здесь они внушают симпатию и любовь любыми. Знаки по пути, мантры в воздухе, запах свежей горной породы. Травы, фрукты, а потом ничего - только снег и снег, белый и черный, смешанный с грязью дороги.

Снег который укрывает собой высокие кашмирские горы. Еще не Гималаи, но уже прекрасны. Удалены, на сколько можно. Сам Шива, Бог Йоги и отречения, нашел их и спрятался там. Так говорит легенда об Амарнатхе.

Здесь исцеляются недуги, после паломничества сюда исполняются желания. Слепые, немощные, дети - идут вместе со мной по долгой тропе.
"Он оставил все по пути сюда луну, своего верного быка Нанди, все пять первоэлементов. Но остался ли Он? Есть ли и правда сила в ледяном шивалингаме? Или все это сила человеческой веры?" - думаю я, поднимаясь выше и выше. 

Амарнатх ("Амарешвара" - так называлась она в древности) - священная пещера в горах Кашмира на высоте 4200 м., путь к которой отрыт один месяц в году. Дорога не простая, горная, тщательно охраняемая военными. Здесь, совсем рядом, граница с Пакистаном, не самая мирная зона. На один месяц это место превращается в центр молитв, и поклонения - паломническую тропу к Шиве - первому йогу, Богу отшельников, садху, святых.
amarnath inОгромный лагерь у начала ятры. Палатки с бесплатной едой (прасад). Возможность, для тех, кто не может посетить ятру, помочь другим пройти. Пожертвования идут на питание и обустройство места. Огромный лагерь, оснащённый палатками, душем с нагреваемой горячей водой и биотуалетами.

Есть несколько дорог и путей к Амарнатху. Паломников доставляют на носилках, на лошадях, даже вертолетами. Но самая уважаемая тропа лежит там, где ты идешь пешком, в погоду и непогоду, несмотря на возраст и запас сил. 
Легенда об Амарнатхе начинается с беседы Шивы и Парвати. Парвати начинает все тантры мира, благодаря своей Шакти боги говорят с людьми. В который раз она начинает эту беседу, моля о мудрости Шивы. Но Шива знает, что все слова, переданные его Шакти будут превращены в тантру и уйдут смертным.

Шива отказывается передать это знание людям. Секрет бессмертия доступен лишь трем богам - Шиве, Брахме, Вишну.Даже Парвати еще смертна, самые высокие полубоги и небожители не смеют просить о вечности.

- Мой Возлюбленный, ты мой Господь. Каждый раз я умираю у тебя на глазах. Ты же вечен. Открой мне секрет бессмертия. Позволь мне никогда не расставаться с тобой. - просит Парвати Шиву.

Шива отвечает, что он бессмертен не сам по себе, а благодаря священному знанию о Вечности. Тот кто знает это знание становится бессмертным.
Это знание - тантра Амарнатха. Величайшее знание о Вечности Души, начинает плести свой узор.... Так начинается легенда об Амарнатхе.
Познав силу желания возлюбленной, Господь Шива соглашается передать ей это знание. Он осматривает весь мир: "Где бы мне найти такое место, куда не проникнет человек, ни божество, ни животное". Он находит самое уединённое и далекое от мира живых место - пещеру в горах Кашмира, где нет жизни ни для людей, ни для богов.  Там, в окружении скалистых гор и снега, он раскроет Парвати тайну бессмертия, скрытую в познании Вечности Души.

По пути к пещере Шива оставляет всех своих вечных спутников: быка Нанди в Пахалгаме, Луну в Чанданвари. На берегу озера Ананта-Шеша он отпускает своего вечного спутника - змея Шешу. В Махагунах Парват (Гора Махаганеш) он оставляет своего сына - Ганешу. В Панджитани он оставляет все пять первоэлементов: землю, воду, воздух, огонь и пространство (эфир). Как символ принесения в жертву земного мира Господь Шива совершает свой танец Тандавы. Ни с чем он приходит к пещере Амарнатх, чтобы поведать Парвати Секрет Вечности, тайну Амарнатха.
В скрывающей их от света мира пещере, на шкуре тигра, Шива начал свой рассказ. Высшее знание о Вечности, но, рассказ был очень долгим, а Парвати устала от долгого путешествия. :-)

Время от времени она засыпала не в силах воспринимать целиком всю глубину Учения Шивы. Меж тем, двое белых голубей, привлеченных в это место вибрациями любви двух Богов, подслушали все, что рассказал Шива. Когда рассказ был завершен, Шива сохранил жизнь голубям и оставил их в Амарнатхе, как символ вечной любви. На месте где они вместе с Парвати провели ночь он оставил лингам изо льда, которому теперь и поклоняются йоги и индуисты.

Путешествие в Амарнатх может быть трудным испытанием, особенно если вы идете туда пешком, в непогоду. Но, говорят, паломничество в Амарнатх осилит каждый кто связан с йогой и ее источником - Шивой. 

Пещера Амарантх в Кашмире была обнаружена (открыта повторно) мусульманский пастухом по имени Бута Малик примерно 150 лет назад. Случилось это, когда тот потерял свое стадо, и блуждал по долине в поиске потерянных овец. Так он наткнулся на потрясшую его пещеру в расщелине гор, внутри которой были оставлены священные предметы, лежащие вокруг шивалингама изо льда. Пораженный своей находкой, пастух рассказал об этом людям своей долины, и волна паломников со всей Индии потекла в Кашмир. С этого времени ятра в Амарнатх приобрела массовый характер и, наряду с ятрой вокруг Кайлаша (Тибет), стала проявлением высшей любви Господу Шиве.

Амарнатх был известен людям с очень древних времен и был регулярно посещаем святыми и паломниками из разных частей Индии. В "Ниламате Пуране" встречаются наиболее ранние упоминания об Амарнатхе. Этот санскритский текст, датируемый 6-ым веком, изображает религиозную и культурную жизнь кашмирцев, описывая традицию паломнических походов в Амарнатх с полными подробностями пути. Бхрингиш Самхита и Амарнатх Махатмья - древнейшие тексты Индии, также говорят об Амарнатхе.

Оригинальное название этой тиртхи (место поклонения) в древних текстах - Амарешвара, имя "Амарнатх" появилось позднее. Сам Царь Самдхимат Арьяраджа  живший в 1 веке до н. э. посещал "восхитительный Амарнатх" летом, чтобы поклониться там ледяному лингаму.